На месте сегодняшнего парка «Зарядье» — одного из самых популярных общественных пространств Москвы — в 1930-е – 1950-е годы планировалось возвести несколько грандиозных зданий. Эти проекты — от небоскрёбов-министерств до мемориального комплекса на Красной площади — демонстрируют, как менялись политические амбиции и художественные ориентиры сталинской эпохи.
Ниже представлены пять редких авторских изображений, каждое из которых иллюстрирует попытку «переписать» исторический ландшафт центра столицы.
Административное здание в Зарядье
Фрагмент перспективы административного здания в Зарядье. Архитектор Д. Н. Чечулин, 1947–1949. Бумага на ткани, белила, акварель, гуашь.
Проект предполагал 32-этажную башню, венчанную многоугольным шатром с гербом СССР. Комплекс должен был занять весь древний район Зарядья, опираясь на мощный стилобат вдоль Москворецкой набережной и выходя парадной лестницей к Красной площади. Главная задача архитектора состояла в том, чтобы сопоставить новый монумент с Кремлём и храмом Василия Блаженного; поэтому композиция решена ярусно, в традициях русского зодчества. Строительство началось, но было остановлено в 1953 г. после смерти Сталина; на освобождённом котловане позже выросла гостиница «Россия».
Мемориал Победы на Красной площади
Проект Мемориала Победы в Великой Отечественной войне на месте ГУМа. Архитектор Д. Н. Чечулин, 1947–1949. Бумага на ткани, белила, акварель, гуашь.
Сразу после войны обсуждалась идея заменить Верхние торговые ряды (ГУМ) гигантским мемориалом-музеем Победы. Комплекс должен был замкнуть Красную площадь тяжёлой трёхчастной аркой-пропилеями, под которой находился Зал Славы, а за ним — открытая терраса для военных парадов. От проекта отказались из-за опасений нарушить уникальный городской ансамбль и затенить кремлёвские башни.
Перспектива административного здания в Зарядье (еще один вариант)
Перспектива административного здания в Зарядье. Архитектор Д. Н. Чечулин, 1947–1949. Бумага, карандаш, тушь, акварель.
Эта более ранняя версия высотки подчёркивает роль стилобата: со стороны набережной здание выглядит как крепость, тогда как со стороны Красной площади фасады приспособлены к исторической оси Ильинки. Вариант демонстрирует поиски пропорций и силуэта перед окончательным утверждением проекта: башня ещё ниже, а горизонтальный корпус шире.
Наркомтяжпром в Зарядье
Конкурсный проект здания Наркомтяжпрома в Зарядье. Архитектор А. В. Щусев, 1936. Бумага, карандаш, акварель.
До войны территорию предполагалось отдать новому Наркомату тяжёлой промышленности. Щусев предложил строгий «вертикальный город» с каскадом высотных объёмов и аркадой набережной. Среди конкурентов были братья Веснины и Б. Иофан, предлагавшие разместить гигантский корпус на самой Красной площади, однако победил более «компромиссный» проект Щусева. Реализацию остановили в 1937 г. после смерти Серго Орджоникидзе — главного лоббиста Наркомтяжпрома.
Второй Дом СНК
Конкурсный проект второго Дома СНК в Зарядье. Архитекторы Е. А. Левинсон, И. И. Фомин, 1940. Бумага, тушь с отмывкой.
Накануне войны правительство планировало расселить наркоматы между двумя корпусами Совнаркома. Петербургские мастера Левинсон и Фомин предложили вытянутый по оси Москва-река комплекс, стилизованный под классику Ленинграда: чёткий ритм полуколонн, гранитная облицовка стилобата, аркадные проезды. Сохранились лишь конкурсные листы — к 1941 году приоритеты сместились к оборонным заказам.
Послесловие
Все пять проектов демонстрируют, как стремление подчеркнуть мощь Советского Союза сталкивалось с необходимостью уважать исторический центр Москвы. Ни один из описанных замыслов так и не был воплощён: после краткого периода волюнтаристских строек в сталинскую эпоху внимание архитекторов переместилось к жилмассивам отдалённых районов, а само Зарядье к 1960-м годам заняла гигантская гостиница «Россия». Её снос в 2006 году открыл дорогу современному парку, который сегодня «рассказывает» историю места уже без масштабных стен и башен, но со смотровыми площадками и ландшафтными мостами, напоминая о невоплощённых мечтах целой эпохи.
Эти архивные акварели и тушевые перспективы редко демонстрируются широкой публике. В Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева они хранятся в фондовых коробах под особым температурным режимом: бумага на ткани и белила требуют стабильных 18 °C и 50 % влажности. Так музей оберегает «параллельную» Москву — ту, что могла появиться на карте, но навсегда осталась на ватмане.