Романтизм на бумаге: о выставке в целом. Выставка «Французский рисунок первой половины — середины XIX века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина – событие уникальное. Впервые почти за сто лет здесь столь широко показана коллекция французских рисунков начала и середины XIX столетия.

Экспозиция открылась 8 апреля 2025 года и продлится до конца июля, представив более 160 рисунков из обширного собрания музея. Это время бурных исторических перемен во Франции – от Великой революции до эпохи Наполеона и подъёма романтизма. Художники того периода фиксировали на бумаге всё разнообразие окружающего мира: драматические события, повседневную жизнь, модные увлечения и дальние страны.

Обратите внимание на первые два рисунка: Русский павильон на Всемирной выставке 1851 года и Донской казак.

Коллекция французского рисунка ГМИИ формировалась более века и насчитывает тысячи листов. В экспозиции можно проследить панораму сюжетов первой половины XIX века. Здесь и сцены давних эпох (например, аллегории и образы галантного XVIII столетия), и эпизоды самой Французской революции, и зарисовки наполеоновской эпохи. Отдельные разделы посвящены расцвету реализма в 1840-х годах, когда художники вышли на пленэр и обрели свежий взгляд на природу. Есть работы на темы повседневного быта – от развлечений светского общества до типов простолюдинов и иностранных гостей Франции. Наконец, особый интерес вызывает раздел ориентализма: путешествия на Восток, экзотические ландшафты, быт народов вне Европы. Таким образом, выставка наглядно показывает, как менялись общество и искусство Франции в первой половине XIX века.

Русский павильон на Всемирной выставке 1851 года

Русский павильон на Всемирной выставке 1851 года

Один из самых живописных экспонатов – акварель Эжена Лами «Русский павильон на Всемирной выставке 1851 года». Художник изобразил интерьер секции Российской империи на первой Всемирной выставке, состоявшейся в Лондоне. Под ажурной конструкцией павильона, под табличкой с надписью RUSSIA, изящно одетая публика любуется роскошными экспонатами – богато украшенными вазами, самоварами, золочёными канделябрами. Лами выступил здесь как репортажный художник, запечатлевший для истории яркий эпизод международной ярмарки достижений. Интересно, что эта акварель происходит из собрания русского князя Анатолия Демидова. По его приглашению Лами создал целую серию из девяти видов лондонской экспозиции, причём несколько из них Демидов планировал подарить императрице Александре Фёдоровне. Представленный на выставке лист, вероятно, относится ко второму экземпляру серии, который Демидов оставил себе и впоследствии продал вместе с имением Сан-Донато. Сегодня этот рисунок позволяет ощутить атмосферу того времени: изысканные дамы в кринолинах, военные в парадной форме и городские денди разглядывают диковинки «русского отдела», символизируя интерес Европы к Российской империи середины XIX века.

Донской казак

Донской казак

Отдельное внимание на выставке уделено образам русских казаков, которые особенно поразили воображение французов в эпоху Наполеоновских войн. На одном из рисунков представлен донской казак – всадник на невысокой лошади, одетый в традиционную форму: широкие шаровары с лампасами, папаху и с длинной пикой в руке. После победы над Наполеоном именно казаки первыми вошли в Париж в 1814 году, произведя настоящую сенсацию среди горожан. Французский художник, создавший этот рисунок, подчёркивает экзотический облик воина с Дона: борода, восточный костюм и лёгкая кавалерийская выправка. Такая фигура резко отличалась от привычных европейских солдат. Лист мог быть выполнен с натуры в 1814 году, когда тысячи казаков квартировали во Франции, или уже позже – по мотивам зарисовок и публикаций тех лет. В любом случае образ донского казака в коллекции Пушкинского музея – это документ эпохи, свидетельство того, как «бородатые кавалеристы с юга России» покорили воображение парижан.

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Аллегория «Империя блюдёт её»

Аллегория Империя блюдёт её

Загадочная аллегория под названием «Империя блюдёт её», выполненная художником Франсуа Бодио в 1806 году. На этом листе мы видим младенца, лежащего в роскошной колыбели, над которым склонилась огромная птица – орёл с императорской короной на голове. У подножия колыбели – лавровый венок, лира и две короны, словно намёк на высокое происхождение ребёнка. Сама композиция подписана посвящением императору Александру I, что сразу привлекает внимание к «русскому следу» в этой работе. Искусствоведы долго не могли разгадать значение аллегории, но ключом стала дата – 1806 год. Именно тогда родилась великая княжна Елизавета Александровна, дочь Александра I. Сегодня основная версия заключается в том, что Франсуа Бодио, служивший при русском дворе, таким образом отпраздновал рождение царской дочери, намекая, что вся мощь Империи (орёл) оберегает её. К сожалению, судьба маленькой Елизаветы сложилась трагически – она умерла в младенчестве. Зная это, рисунок воспринимается особенно пронзительно. Мастерски выполненная сангиной, мелом и белилами, аллегория Бодио сочетает торжественную символику и личную драму. Этот лист – прекрасный пример того, как политика и семейная история переплетались в искусстве начала XIX века, выражаясь языком символов.

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Оноре Домье: Камиль Демулен в Пале-Рояле

Оноре Домье: Камиль Демулен в Пале-Рояле

На выставке можно увидеть и произведения блестящего карикатуриста и живописца Оноре Домье. Его акварель о Камиле Демулене переносит нас во время Великой французской революции. На рисунке Домье изобразил знаменитую сцену 12 июля 1789 года, когда журналист-демократ Камиль Демулен, взобравшись на стол в саду Пале-Рояля, призывал парижан к восстанию. Толпа бурлит вокруг него, в воздух взметаются шляпы – народ готов с оружием в руках отстаивать свободу. Домье создал эту работу около 1850 года, уже задним числом осмысливая революционные события. Драматизм сцены подчеркнут резкими контрастами акварели и гуаши: фигура оратора выдается вперёд, освещённая словно прожектором, а позади видны фасады домов с наблюдающими горожанами. Художник был известен своей смелой гражданской позицией, и образ Демулена у него – не столько исторический портрет, сколько символ свободолюбия народа. Любопытно, что композиция Домье долгое время не показывалась широкой публике и лишь теперь заняла своё место в ряду шедевров выставки. Она соседствует с другими листами на революционную тему, создавая целый раздел, посвящённый бурям конца XVIII века. Благодаря мастерству Домье перед зрителем оживает один из ключевых моментов той эпохи – момент, когда слово публициста разожгло пламя народного гнева.

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Наполеон награждает героя (О. Раффе)

Наполеон награждает героя О. Раффе

Эпоха Наполеона I представлена на выставке не только батальными сценами, но и торжественными церемониями. Так, в серии рисунков на военную тему выделяется лист Огюста Раффе «Наполеон награждает гвардейца орденом Почётного легиона».

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Вид площади Согласия (Ф. Вильре)

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Помимо жанровых сцен, в экспозиции широко представлены городские виды – так называемые ведуты. Франсуа-Этьен Вильре, французский акварелист, в 1830-е годы создал серию видов Парижа. Один из них – «Вид на площадь Согласия» – можно увидеть на выставке. Площадь Согласия (ранее Place Louis XV, потом Place de la Révolution) к 1830-м стала символом обновлённого Парижа эпохи Реставрации. Самое примечательное – это повседневная жизнь, которую художник изобразил на площади: прогуливающиеся горожане, конные повозки, уличные торговцы у фонарей. Акварель выполнена с большой точностью архитектурных деталей. Известно, что Вильре скрупулёзно рисовал здания вплоть до скульптур на фасадах. Кстати, исследователи смогли уточнить дату создания его вида Собора Парижской Богоматери, заметив отсутствие знаменитых горгулий и шпиля, добавленных при реставрации Виолле-ле-Дюка после 1842 года. Вероятно, и «Площадь Согласия» Вильре написана около середины 1830-х, когда ещё не завершились перестройки. Этот лист – как фотография времени: мы видим Париж таким, каким он был для современников Бальзака. Спокойная, упорядоченная жизнь столицы, классическая архитектура – всё это создает контраст с предыдущими драматическими сценами выставки, напоминая о мирных периодах между революциями.

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Выставка «Французский рисунок» в Пушкинском музееВыставка «Французский рисунок» в Пушкинском музее

Путешествие с Дюма: акварели Ж.-П. Муане

Романтическая эпоха знаменита не только интересом к прошлому, но и жаждой путешествий. Александр Дюма-отец в 1858 году совершил поездку на Кавказ, в Грузию, и его спутником был художник Жан-Пьер Муане. На выставке представлены рисунки Муане, созданные во время этого путешествия. Один из них – «Руины замка царицы Тамары близ Царских Колодцев» – рассказывает зрителю о дальних краях, поражавших воображение европейцев. Муане изобразил развалины древнего замка на вершине скалы: массивные каменные стены, обвитые плющом, на фоне величественных гор. Внизу виднеется источник (те самые «царские колодцы»), к которому спускается караван путников в восточных одеяниях. Эти акварельные зарисовки служили иллюстрациями к путевым заметкам Дюма, передавая весь колорит Закавказья.

«Вид Тифлиса с Метехским замком»

Муане, Вид Тифлиса с Метехским замком

Панорама старого Тифлиса: в долине реки Куры теснятся балконы домов, над ними возвышается древняя крепость Метехи и купола храмов. Эти работы, полные мягких тонов и внимательных деталей, знакомят публику с экзотическим Востоком глазами французов XIX века. Путешественники вроде Дюма и Муане открывали для Европы новые миры – будь то Кавказ, Ближний Восток или Северная Африка. На рисунках Муане мы видим одновременно документальную точность (характерные пейзажи Грузии) и романтическое очарование дальних стран. В зале выставки, посвящённом ориентализму, акварели Муане занимают почётное место, демонстрируя, как далеко за пределы Франции простиралось любопытство её художников.

Вывод

Выставка «Французский рисунок первой половины — середины XIX века» в Пушкинском музее – это редкая возможность окунуться в прошлое через подлинные рисунки выдающихся художников. От революционных трибун до восточных базаров, от придворных церемоний до мирных пейзажей – все грани жизни той эпохи нашли отражение в графике. Причём рядом с именитыми мастерами (Делакруа, Домье, Энгр) здесь представлены и авторы, мало известные широкой публике, но не менее интересные. Куратор выставки Виталий Мишин и его команда провели огромную работу, восстановив атрибуцию многих листов, уточнив даты и сюжеты. Для посетителей же главное – наслаждаться этим визуальным путешествием во времени. Короткие пояснительные тексты и аудиогид помогают понять контекст каждого рисунка, но даже без них графические шедевры говорят сами за себя. Бумага, пережившая два века, донесла до нас и пафос империи, и нежность любви, и любопытство к чужим странам, и тонкий юмор. Выставка в Пушкинском музейном комплексе напоминает: рисунок – это не вспомогательный жанр, а самодостаточное искусство, позволяющее художнику наиболее интимно выразить свои мысли и чувства. После осмотра экспозиции невольно ощущаешь себя чуть ближе к Франции XIX века – стране, которую ее художники запечатлели во всех подробностях для нас, потомков. Каждый представленный лист – маленькое окно в историю, и вместе они складываются в удивительно цельную картину той беспокойной, вдохновенной эпохи.

Источники: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; аудиогид и материалы к выставке; пресс-релизы и публикации о выставке.